О мифологических корнях сказокО мифологических корнях сказок29 Июля 2021
16:42
4413
Кто съел маму Золушки, почему смерть Кощея так загадочно спрятана и почему в изначальной версии мифа Спящую Красавицу не только э-э-э целовали, чтоб разбудить.
1. Прежде всего немного теории. Миф и сказка - понятия не тождественные. В.Я. Пропп об этом говорит так: «Сказка имеет развлекательное значение, миф – сакральное». Миф, прежде всего, выполняет важные социальные функции, лежит в основе мировоззрения определенной общины. 2. Миф поясняет, как жить в соответствии с божественным порядком. Пропп делает такие выводы: “Миф есть рассказ религиозного порядка, сказка – эстетического. Миф есть более раннее образование, сказка – более позднее». 3. Другой ученый И.М. Тронский говорит об этом так: «миф, потерявший социальную значимость, становится сказкой». Если вы обратите внимание, в сказке почти всегда есть мораль, то есть она так же носит назидательный характер. Однако сюжеты очень часто необъяснимы с точки логики. 4. Вспомните сказку про яйцо, например: сначала сами его били, не разбили, а как мышка бежала и махнула хвостиком, то стали рыдать. Это потому, что сказка утратила свое первоначальное сакральное значение, табу и символы в ней уже не ясны. 5. Почти любая волшебная сказка, если вы обратите внимание, имеет табу, которое нарушается, момент расплаты и дальнейший выход из ситуации. Но давайте перейдем к примерам. Самая известная сказка - это, пожалуй, Золушка. Тут мы имеем классику “женской сказки”. 6. Уже упомянутый выше Пропп выделил семиперсонажную схему классической сказки: антагонист, герой (героиня), ложный герой, отправитель, даритель, помощник, царевна (царевич). Если вдруг в сказке кого-то нет, его функции берет на себя другой персонаж. 7. Сестры Золушки - это, например, ложные героини: они едут на бал и, казалось бы, должны познакомиться с принцем. Вообще думаете, что это еще безобидная сказка? Тогда скажите мне, куда делась мама Золушки? Сказка в своем классическом варианте дает лаконичный ответ: умерла. 8. Но тут держим в голове, что большинство сюжетов нам известны в обработке братьев Гримм и Шарля Перро, которые, как мы позже еще убедимся, сказки сильно адаптировали. 9. По всему миру известно огромное количество сюжетов про Золушек. И если покопаться в более древних возможных истоках сказки, то можно узнать, что в греческой Little Saddleslut мать убивают… сами сестры. “А давайте, чье веретено упадет, того и съедим!” 10. Первая роняет веретено мать, а затем это происходит еще несколько раз. Лишь младшая заступается за нее, однако безрезультатно. В этой же сказке именно мать впоследствие становится дарительницей, а не крестная, вознаграждая младшую. Да… мертвая мать. 11. Местная Золушка собрала ее кости, окуривали ладаном, а затем нашла на их месте подарок. Наша любимая рубрика бытовая некромантия. В ряде других сказок мать девочки обращается в животное из-за нарушения табу и снова становится чьей-то едой. 12. Как мы видим из этих сказок, они тесно связаны с темой каннибализма, который на определенном этапе развития человеческого общества стал ассоциироваться с персонажами нижней мифологии и, соответственно, стал табу. 13. Золушка таит еще много загадок. Например, Леви-Стросс находит в мифологии индейцев такую фигуру как «Золик», «Мальчик золы». Истории про него имеют схожий мотив с самой Золушкой: чтобы добиться успеха в жизни, надо получит опыт противоположного. 14. Другой ученый Веселовский в контексте Золушки вспоминает эстонскую легенду о том, как солнце на ночь прятали, чтобы "не случилось беды", укрывая его золой. Зола во многих мифах выполняет сакральную функцию. 15. Например, дарует невидимость или возможность... общаться с мертвыми и путешествовать в загробные миры. Пропп пишет: "Переодевание героя, обменивание одеждой с нищим и пр. есть частный случай такой перемены облика, связанной с пребыванием в ином мире." 16. Опять у нас какая-то некромантия. К слову, столкновение в сказочных сюжетах двух женщин из разных поколений - это следствие того, что "большая патриархальная общинная семья, являя собой переходную форму семейных отношений, ---> 17. ---> возникшую на стадии разрушения первобытнообщинных порядков.., вызвала к жизни самые понятия о мачехе и падчерице… Большую патриархальную общину раздирали постоянные семейные противоречия и вражда домочадцев: из-за наследства спорили жёны, спорили их дети." (В.П.Аникин) 18. Давайте рассмотрим еще одну известную европейскую сказку - Спящую Красавицу. Тут есть уже знакомый нам мотив расплаты за нарушение табу: красавица колет палец веретеном, хотя и знает, что ей нельзя к ним приближаться. 19. Веретено являются символом жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что "веретено является атрибутом Великой матери, которая прядёт внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева". Тут мы вспоминаем Мойр, Норн, а еще есть римские Парки и наши Рожаницы. 20. Таким образом Спящая Красавица расплачивается за нарушение серьезного табу - табу, связанного с самой жизнью и смертью, с судьбой человека. 21. К слову, в традиционном украинском обществе, например, было много запретов, связанных с пряжей в определенные периоды года или дни, особенно дни с "женскими" названиями - например, у П'ятницю. 22. Но вернемся к Спящей Красавице. Некоторые исследователи видят в ней мотив инициации, то есть перехода от одного социального статуса к другому. Во многих племенных общинах перед тем, как жениться, юноши и девушки проходили специальные обряды. 23. Вообще почти в любом обряде инициации (не говорим сейчас только о брачных ритуалах) была условная стадия "смерти" как возвращение к первоначальному состоянию эмбриона. Смерть в обряде инициации - момент потери детской независимости. И за ней следует возрождение. 24. И если мы добавим, что в изначальной версии сказки о Спящей Красавицы была весьма нелицеприятная сцена эээээ соития со спящим телом, которую сказочники (спасибо им) слегка отцензурили и заменили на поцелуй, то все становится на свои места. 25. Спящая Красавица - сказка о инициации женщины, ее символическом переходе в брак, во взрослую жизнь. Умирании в старой роли - роли ребенка - и переход в новую роль. Роль женщины, жены, матери. 27. Самый первый признанный вариант сказки обнаружен в XIV веке во французском романе «Персефорест», и там есть сцена того, как заблудший король вспыхивает страстью к спящему телу. Но Шарль Перро решил, что это слишком. 28. Вообще рекомендую книгу "Пробуждение спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках", Римма Ефимкина. Это книга психотерапевтки, но она очень детально разбирает архетипы и суть инициации. 29. UPD: Шарль Перро основывал свою сказку на сказке Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», и да, там со Спящей Красавицей не только спали, но и она даже родила детей во сне , а очнулась лишь тогда, когда ребенок высосал из пальца занозу. 30. Вообще «женские» сказки довольно типичны и по сюжету, и по набору персонажей, и часто изображают сложности внутрисемейных отношений при столкновении двух женщин из разного рода. Давайте возьмём что-то отвлеченное, например, поговорим про… Колобка. 31. Дед и Баба, женское и мужское начало создают Колобка, т.е. солнце. Довольно классическая космогония. Само путешествие Колобка по лесу, вероятно, связано с календарем. Встреча с Лисой - пушистым, зимним животным (ведь зимой мех лисы наиболее ценен) это встреча с самой Зимой. 32. А Зимой солнце закономерно умирает, ведь день становится коротким и ночь входит в свои права. Есть ещё версия сказки, где все животные откусывали от солнца по кусочку - это символизирует то, как сокращается день с начала лета и до начала зимы. 33. Колобок - сказка с космогоническим мифом в основе, которая, как считают некоторые исследователи, связана с промысловым календарем охотников. Вообще эта сказка сохранила в себе очень много черт мифа, ведь, похоже, служила для осмысления движения Солнца. 34. «А что с сучим яйцом и мышью в сказке о Курочке Рябе?» - спросит пытливый читатель. О, это про тотемизм и смерть. Об этом пишет С. Агранович. Золото в данном случае - символ смерти, яйцо - символ жизни. Золотое яйцо - оксюморон: не-жизнь, поэтому его нужно уничтожить. 35. Дед и баба как символ человечества не в силах это сделать, однако Мышь как животное-медиатор между миром живых и миром мертвых успешно справляется с задачей. В одной из версий сказки Дед и Баба позже радуются появлению обычного яйца - ведь это уже символ жизни. 36. Очень банальная вещь, о которой все уже писали до меня, но все же: Баба Яга - это мертвец с отсылкой к воздушным захоронениям, которые были популярны в основном в местах, где зимой земля сильно замерзала. 37. Поэтому очень часто она слепая; она не видит, она чует, так как для мертвеца запах живого человека триггер. Изба на курьих ножках - место захоронения. Костяная нога - очевидная отсылка, подтверждающая эту гипотезу. А вот с Кощеем все несколько запутаннее. 38. Начиная с этимологии слова Кощей, ну или Кащей. То ли это производное от слова «кастить», то есть пакостить, то ли от тюркского kosci (отрок) + ряд исследователей считают, что в Кощее видно отсылки к Карачуну, с которым прослеживаются сходные мифологические сюжеты. 39. Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника и также встречается в «Слове о полку Игоревем». Вероятно, он связан с водой, так как, выпивая ее, способен разорвать 12 цепей. Также его связывают с мифом о Змее, хранителе Мирового Яйца. 40. Убийство Кощея культурным героем обозначает конец хаоса и начало первопорядка. Вот вам и смерть в яйце (новая жизнь, новое начало). Сундук на дубе, вероятно, отсылает нас к мифу о Мировом Древе, а препятствия, которые должен преодолеть герой, тоже символичны. 41. Красавицы, похищаемые Кощеем - символ продолжения человеческого рода, а поэтому сам он несёт угрозу человечеству. Хранителями иглы и яйца выступают все представители разных стихий и миров: утка - воздух, море-океан - вода и т.д. 42. Оказываясь у дуба, герой оказывается у истоков мироздания. Что до иглы, в некоторых мифах змеи умели оборачиваться ей; игла - магический амулет и одновременно инструмент порчи. 43. Нередко именно женщины становятся источником Кощеевой погибели, выведывая у него секрет. Они - продолжатели рода. Новая жизнь и новый порядок в сказках побеждают хаос. 44. Помните сказку Андерсена «Дикие лебеди» про сестру и ее братьев, которым она вязала рубашки из крапивы? Меня в детстве дико пугала эта сказка. На самом деле сказка насыщена христианским подтекстом. Особенно, если читать в оригинале. 45. Набожная героиня противопоставляется неискреннему архиепископу, который неверно толкует божественные знаки. Над ней не властны злые чары ведьм, ведь в Библии написано, что истинно верующему не страшно колдовство, своей верой и трудолюбием она побеждает чары. 46. Андерсен вообще очень любил религиозную символику. Например, в Дюймовочке Крот, Жаба и Жук символизируют Меркантильность, Чревоугодие и Праздность. Везде проскальзывает легкий флёр симпатий к христианским добродетелям и закономерная награда за них. 47. Если вспомните, в сказке про диких лебедей есть момент, когда девушке надевают на голову обруч, который ей давит; это аллюзия на терновый венец, ведь она тоже безропотно сносит страдания. 48. А как Элизу ведут на казнь, обвинив в ведьмовстве, и горожане потешаются над ней? Тут вам и инквизиция, и новозаветные страдания в духе Христа. 49. Русалочка вообще любопытная вещь. Тут есть жирная отсылка алхимику Парацельсу, который утверждал, что «Морская Дева может получить шанс обрести бессмертие и попасть в Рай, если только свяжет себя узами брака с человеком.» 50. Тему позже развивают Фридрих де Ла Мотт в своей "Ундине", а затем - Андерсен и Оскар Уайльд. Дело в том, что по канонам церкви у русалок не может быть бессмертной души. Однако благодаря преданности, жертвенности и благородству Русалочка ее получает. 51. Так что не «Русалочка умерла из-за мужика», а «обрела бессмертную душу и, вероятно, Царствие Небесное». Во всяком случае ей предстояло 300 лет вершить добрые дела в виде доброго духа, прежде чем попасть в Рай, но она явно была не против такой перспективы. 52. Ну и давайте о чем-то отвлеченном, без любви и принцев. Например, об обаятельном Коте В Сапогах. Стоит ли говорить, что он трикстер? Вообще сюжет о бедняке, который с помощью животного женится на царской дочери очень популярен. 53. Зверем-помощником в разных версиях сказки выступает Кот, Лиса, Шакал и Обезьяна - довольно типичные трикстеры. В филлипинской сказке невеста, кстати, вскоре после свадьбы умирает, не выдержав уродства мужа, а тот со своим верным помощником начинает весело править вдвоём. 54. Хотя герой пассивен и всю работу за него делает помощник, вероятно, это отсылка к шаманским обрядам, когда шаманы, используя различные зелья и трансовые состояния могли обращаться животными. То есть животное тут выражение качеств самого героя. 55. Таким образом в основе сказок лежат мифологические и религиозные сюжеты, нередко потерявшие своё первоначальное значение. Сказки не всегда поддаются логическому объяснению, но часто обретают его, если подойти с точки зрения мифа. На сим, пожалуй, остановимся, потому что так можно продолжать долго. Спасибо, что прочитали! 4
0
Понравилась новость - смело поделись ею в любимой соц. сети
Новости по тегам
Как я таксовала
Блины и бедность
Собеседование
Популярные новости
Грустный возраст
Короткометражка "Каска"
Не доехал
Комментарии 1
AlexVS 30 июля в 12:11
| Рейтинг :
-5237 0
3
Копировать ссылку в буфер:
Copy
многа букав и мала картинак
2
Суслоконь 31 июля в 00:26
| Рейтинг :
7K+ 0
0
Копировать ссылку в буфер:
Copy
Даже не подрачить
Добавить комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Вам следует Зарегистрироваться или Войти.
|
|