X

Как работает оркестр

#Каддафи
Регистрация
  
  

Как работает оркестр

Как работает оркестр
26 Октября 2020
 
10:17
 
masun
   
3993
Итак, начнем сначала. Вы хотите устроиться на работу в оркестр. Открываем всем известные сайты и ... не находим ничего. Вакансии на сайты просто не попадают, они обычно вывешиваются на сайтах самих коллективов, но еще раньше о них узнают сами музыканты от своих коллег.
Дальше идет подача документов: сканы паспорта и диплома, биография и часто видео-запись, это как бы пре-отбор, в результате которого вас могут легко не допустить до основного этапа.
 
Если вы прошли этот этап - поздравляю, вам скажут, когда явиться в театр.
Но нет, собеседования не будет. Вместо него вам предстоит играть прослушивание, на человека в среднем минут по 5-7. И вас там будет человек так 80 на 2 места. Да, вот такие дела.
 
youtube
POSTER
Мат на репетиции тель-авивского камерного оркестра
Для прослушивания обычно нужно одно обязательное произведение и одно по выбору. Обязательное произведение зависит от инструмента, но ни для кого не является сюрпризом: от скрипачей всегда требуется один из кончертов Моцарта, от альтистов - концерт Стамица, от виолончелистов - Гайдн и т.д. А вот произведение по выбору может быть в общем любым, но максимально показывать вас с лучшей стороны за оставшиеся 5 минут прослушивания. И его еще могут не спросить, если обязательное произведение было как-то так себе.
 
После этого вы либо проходите на следующий тур, либо нет.
Если прошли - вас ждет чтение с листа или оркестровые трудности. Чтение с листа - это, в общем понятно, что такое: поставили перед тобой ноты, которые ты в глаза не видел, и давай читай. Это показывает, как быстро ты воспринимаешь незнакомый текст и владеешь своим инструментом.
 
А что такое оркестровые трудности? Это кусок партии для вашего инструмента из какого-то оркестрового произведения (балет, опера, симфония и т.д.), который представляет реальную трудность. То есть это приходится прям реально учить и иногда не одну неделю.
 
Если вы прошли все этапы найма, то вам предлагают контракт с испытательным сроком месяца на 2-3. Испытательный срок оплачивается, все окей. Дальше как пойдет. Бывает, сразу заключают годичный концерт, без испытательного срока.
 
Теперь про саму работу.
Опаздывать недопустимо. Вообще. Первое опоздание - выговор, второе - это повод для увольнения.
Поэтому существует понятие "явка" - на спектакль приходите за полчаса, на репетицию - за 15 мин. Духовики приходят раньше, поскольку им надо разогреть инструменты, они зависят от температуры сильнее, чем струнные.
Но даже на явку опаздывать нельзя, карается штрафами.
 

 
Репетиция в среднем идет 3 часа с перерывом в полчаса посередине. Могут отпустить пораньше, могут иногда задержать подольше.  Спектакль - это как пойдет, но обычно часа 4, поскольку для публики предусмотрены антракты, а сами спектакли могут быть очень длинными. Например, опера "Борис Годунов" без "купюр" - т.е. без вырезанных кусков - идет около 4х часов чистым временем. Прибавляем сюда минимум два антракта по полчаса...
 
Про зарплату.
Часто зп рассчитывается следующим образом. Есть ставка, например, вы должны отработать в месяц 15 вызовов. Вызовом считается все, что дольше часа-полуторых. Ставка эта мизерная как правило, 20-30 тыс. в Питере и Москве. Но стоит отработать на 1 вызов больше ставки, как идет сразу надбавка за вредность, за переработку и т.д. Обычно в месяц выходит 20-25 вызовов. Но в декабре, когда "Щелкунчики" могут быть по 2 раза в день, вызовов может быть и 35. Это при том, что оркестр, балетная и оперная труппа всегда имеют полуторный, а то и двойной состав - т.е. люди меняются, иначе все бы пахали без выходных.
В общем, если у вашего театра есть деньги - у него хорошо продаются билеты и государство выделило ему грант - а вы отпахали около 20 вызовов в месяц, то можно получить около 60 тыс в Питере или Москве. В регионах все сильно печальнее.
Выходной у театра обычно - понедельник. Но обычно спектакли идут 7 дней в неделю, так что когда вас вызывают в ваш законный выходной, то предлагают два варианта: оплата по двойной ставке или лишний день к отпуску.
 
Теперь про иерархию.
В оркестре самый главный - это дирижер, как многим известно. За ним идет концертмейстер первых скрипок - т.е. та самая "первая скрипка". За ней идут концертмейстеры прочих групп инструментов: вторых скрипок, альтов и т.д.
Концертмейстеры получают примерно в 1.5 - 2 раза больше простых смертных, а вызовов у них меньше. Их функции - это чтоб группа играла слажено, вместе и как один.
Для этого проводятся групповые репетиции - это когда на репетицию приходит только одна группа, например, альты, и их концертмейстер мурыжит их до посинения.
 
Теперь ответы на самые частые вопросы и развенчание мифов.
1. Да у вас там работы нет, 15-20 вызовов в месяц, да еще и не полный день занимают. Не работа, а халява.
 
Нифига.
Во-первых, вы должны сами постоянно заниматься наедине с собой, потому что вас легко могут попросить сыграть конкурс через годик еще раз. И если сыграли не очень, то упс.
Во-вторых, оркестров в крупном городе примерно десяток. А музыкантов в сто раз больше, а все что я там выше рассказывал справедливо только для коллективов с государственной поддержкой. Многие бегают по разовым спектаклям, имея по 45 вызовов в месяц, а зарабатывая при этом 40-50 тыс. При этом, естественно, никаких налогов, больничных, отпускных и пенсионных.
Так что если вы потеряли работу - вам труба. Полная.
В-третьих, концертмейстер легко может вызвать всю свою группу за час до спектакля на групповую репетицию длительностью 45 мин. А вызов - это все, что от часа длительностью. То есть эти 45 мин вам никто не оплатит. И отказаться нельзя, иначе в следующем году контракт с вами не продлят.
 
2. Зачем заниматься, если ты итак уже играть умеешь?
Потому что играть соло и играть в оркестре - это 2 разные специфики. В оркестре по-прежнему надо играть все ноты, но при этом не отсвечивать. Тебя из группы слышно не должно быть. В соло - все наоборот.
 

3. Как вы понимаете, что там машет дирижер?
Есть такое понятие как "сетка" - стандартные жесты руки, обозначающие доли. Так оркестрант понимает, в каком месте такта мы сейчас находимся. А другая рука дирижера показывает характер музыки и вступления отдельным группам инструментов - если у вас тактов 60 паузы, то очень желательно, чтоб дирижер показал, когда там играть дальше. Но надо считать самому, конечно.
 
Но это в идеальном мире. В реальности у каждого дирижера жест немного индивидуальный. Некоторые показывают вообще не понятно и сетку не держат, тут только молиться и пристально смотреть на своего концертмейстера - за этим они и нужны, чтоб показывать, когда будет играть ваша группа. Он обычно особым образом кивает или двигает плечами или показательно заносит смычок.
 
4. Как вы умудряетесь махать смычками в одну сторону?
 
Мы договариваемся на репетициях и пишем это в нотах обозначениями. Обычно штрихи ставят концертмейстеры и согласуют между группами, а потом их переписывает группа.
 
5. А что, есть разница, в какую сторону махать?
Да. Смычок устроен так, что его нижняя часть значительно тяжелее верхней. Поэтому у конца звук легче и воздушнее. Так что если вы хотите мощную атаку звука, то все должны играть "вниз", т.е. от самой тяжелой части.
 
6. А как балет понимает, когда танцевать?
Во-первых, у них есть тоже свои "ноты", где записаны их движения. Во-вторых, они постоянно видят дирижера, а он все машет наизусть и неотрывно смотрит на них. Потому что самый главный секрет состоит в том, что это не они танцуют под музыку, а музыка играет под их ноги.
Так что главное правило театра - ничего не играй по слуху. Никогда. Потому что сегодня у вас новый солист, у него выше и шире прыжок, поэтому вы играете чуть медленнее. То же самое с певцами.
Если сыграл поперек - это кирдык.
0
 
0
Понравилась новость - смело поделись ею в любимой соц. сети
Новости по тегам
Инструкция от собачника
«Секс-плот» — эксперимент антрополога, который хотел доказать жестокость людей, но не смог⁠⁠
Жизнь с невменяемым человеком⁠⁠
Популярные новости
Чад кутежа
Владимир Евтушенков: основание АФК и социальные инициативы
ООО «Опытный завод №31 ГА» — официальный изготовитель и поставщик аэродромной тормозной тележки АТТ-2М-01
Комментарии


1
Аватар
Долбаёбск 26 октября в 10:51
 | Рейтинг :
1K+
0
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
Хуй знает, может я чего не выкупаю, но нахуй такой труд?


Добавить комментарий Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Вам следует Зарегистрироваться или Войти.
Электрическая почта — masun@unews.pro
Сообщить об ошибке — support@unews.pro
rss - Читать новости в RSS
Disclaimer: Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом. Для авторизации на сайте ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна поддержка cookie вашим браузером. Продолжая, Вы автоматически соглашаетесь с их использованием.